История кафедры
Еще до появления факультета клинической психологии, в 1995 году, в стенах Рязанского государственного медицинского университета была открыта кафедра общей психологии. Ее основание связано с важностью обучения медицинских специалистов основам психологии и педагогики, необходимым как для эффективного осуществления диагностической, просветительской, профилактической деятельности, так и для личностного развития будущего врача. Заведующей кафедрой стала Яковлева Наталья Валентиновна, чей научный интерес к психологии здоровья, развитию здоровьесберегающей деятельности субъекта во многом определил путь развития кафедры психологии в медицинском вузе.
Одной из основных функций кафедры в педагогическом процессе является обучение студентов-медиков правилам взаимодействия в системе «врач-пациент», изучение наиболее оптимальных путей его осуществления, что закономерно выражается в научном интересе кафедры к исследованию особенностей медицинских коммуникаций.
В 2004 году на основе деятельности кафедры общей психологии и педагогики был открыт факультет клинической психологии, призванный обеспечить подготовку специалистов одной из наиболее востребованных профессий современности. Кафедра взяла на себя подготовку клинических психологов по базовым психологическим дисциплинам.
В 2016 году название кафедры сменилось на «кафедру общей и специальной психологии с курсом педагогики», что отражает актуальность использования знаний специальной психологии в практике современного клинического психолога, востребованность специалистов, ориентированных на данный профиль работы.
Педагогический коллектив кафедры представлен ведущими специалистами своего профиля, активно ведущими научную деятельность. На ряду с базовым направлением - исследование здоровьесберегающей деятельности, научными интересами кафедры являются психология личности, изучение ценностно-смысловой сферы; разработка педагогических технологий в образовании специалистов психологического и медицинского профиля. Новой областью научного интереса кафедры становится исследование виртуальной реальности и ее влияния на психологические особенности человека, психологические особенности личности профессионального спортсмена, психология образа будущего.
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики регулярно организует научные конференции, студенческие олимпиады, творческие встречи. Одним из важных научных событий кафедры, ежегодно объединяющим для научных дискуссий и обмена опытом специалистов психологического и медицинского профиля, выступает Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Уже 25 дет кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики является одной из научных гуманитарных детерминант медицинского и психологического образования в РязГМУ.
Кафедра активно принимает участие в олимпиадном движении, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки студентов факультета клинической психологии и медицинских факультетов: лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического, медико-профилактического, факультета СПО и бакалавриата. Традиционными стали предметные олимпиады по отдельным психологическим дисциплинам для студентов факультета клинической психологии, а также олимпиады по дисциплине "Психология и педагогика" для студентов всех медицинских факультетов, для студентов педиатрического факультета проходит специализированная предметная олимпиада по психологии развития ребенка. Победители внутривузовских олимпиад участвуют в конкурсах всероссийского и международного уровня , организованных на платформах ведущих российских университетов, университетов ближнего и дальнего зарубежья. Больше всего побед за последние 5 лет студенты одержали в конкурсах "Я-профессионал", "Человеческий фактор". На всероссийском уровне кафедра совместно с кафедрами клинической психологии и кафедрой психологического консультирования и психотерапии проводит олимпиаду по клинической психологии в рамках ежегодной конференции "Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия".
Основой для успешного участия студентов на олимпиадах является работа в рамках студенческого кружка. На кафедре на регулярной основе проходят встречи студенческого научного кружка, где обсуждаются не только сугубо профессиональные, но и темы общегуманитарной направленности, которые могут быть интересны и полезны широкому кругу лиц, такие как вопросы личностного развития, межличностного общения, успеваемости и пр. В работе таких встреч, кроме студентов факультета клинической психологии, принимают участие студенты других факультетов нашего вуза (лечебного, стоматологического, педиатрического, фармацевтического и пр.). Студенты сами готовят сообщения, выступают с научными, практическими и исследовательскими инициативами, а также приглашаются эксперты из разных областей наук.
Одним из приоритетных направлений кафедры является не только решение учебных задач, но работа по осуществлению адаптации студентов к обучению в вузе. Одной из таких дисциплин является курс «Введение в учебную деятельность студента», который реализовывался на фармацевтическом факультете с 2013 по 2019 уч.гг.. Задачами курса являлось ознакомление студентов с основами организации системы высшего образования и основными формами учебной работы в вузе; особенностями влияния регулятивной и познавательной сферы на успешность обучения; формирование у студентов умения осуществлять учебную деятельность в условиях высшей школы; навыков работы с научной информацией, навыков рационального использования времени, социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации; оказать помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, формирование учебных мотивов, навыков самостоятельной учебной работы; стимулирование развитие интереса к выбранной профессии и процессу освоения знаний, способствование развитию мотивов и способностей к самообразованию.
Кафедрой также реализуются программы академической мобильности. Договором о сотрудничестве заключен с некоммерческим акционерным обществом «Медицинский университет Семей». Ведется обучение студентов стоматологического факультета 2 курса по дисциплине «Психология и педагогика» . В весеннем семестре с 12 февраля 2021 года согласно учебному плану и учебным программам организовано обучение для студентов 2 курса фармацевтического факультета РязГМУ по дисциплине «Психология и педагогика».
Вектор научных исследований кафедры:
- Психология здоровьесберегающей деятельности
- Ценностный потенциал личности и психология смысла
- Психология медицинских коммуникаций
- Педагогические технологии в медицинском и психологическом образовании