Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики

Заведующий
Яковлева Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент

Базы

Адрес: 390026, г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, к.2, фармацевтический корпус, 1 этаж  
Телефон: +7 (4912) 97-18-67.

Базы практической подготовки:

  • 390035, МБДОУ Детский сад №43 "Садко", Рязань, ул. Березовая, 1-и
  • 390039, ГБУ РО "Областная клиническая больница" (отделение медицинской реабилитации), г. Рязань, ул. Интернациональная, 3-а
  • 390006, ГБУ РО Центр социальной реабилитации инвалидов, г. Рязань, ул. Грибоедова, 8А, лит А. 
  • 390000, МЧС России Главное управление по Рязанской области Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Рязань, ул. Семинарская, 11
  • 390026, ФГБОУ ВО РязГМУ им. ак. И.П. Павлова Минздрава России Центр практической психологии, г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, к. 2., фармацевтический корпус, 2 этаж.  

E-mail: n.yakovleva@rzgmu.ru

Преподаваемые дисциплины

31.05.01 Лечебное дело 

  • Психология и педагогика
  • Медицинская коммуникация
  • Основы профессиональных коммуникаций со слабослышащими пациентами на приеме у врача

31.05.02 Педиатрия 

  • Психология и педагогика
  • Психология развития ребенка
  • Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь
  • Основы профессиональных коммуникаций со слабослышащими пациентами на приеме у врача

31.05.03 Стоматология 

  • Психология и педагогика

32.05.01 Медико-профилактическое дело 

  • Психология и педагогика

33.05.01 Фармация 

  • Психология и педагогика

34.03.01 Сестринское дело 

  • Психология
  • Педагогика с методикой преподавания
  • Производственная практика. Педагогическая практика 
  • Преддипломная практика

34.02.01 Сестринское дело 

  • Психология

31.02.01 Лечебное дело 

  • Психология общения

33.02.01 Фармация  

  • Психология общения

37.05.01 Клиническая психология 

  • Введение в профессию
  • Логика
  • Зоопсихология
  • История психологии
  • Математические методы в психологии
  • Общая психология
  • Общепсихологический практикум
  • Социальная психология
  • Дифференциальная психология
  • Психология развития и возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • Психология личности
  • Организационная психология
  • Психогенетика
  • Методы обработки данных в психологии
  • Психодиагностика
  • Практикум по психодиагностике
  • Геронтопсихология
  • Психология экстремальных ситуаций и состояний
  • Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
  • Психология здоровья
  • Методика преподавания психологии
  • Экспериментальная психология
  • Дизайн психологического исследования
  • Психология безопасности
  • Учебно-ознакомительная практика
  • Учебно-профессиональная практика
  • Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
  • Научно-исследовательская работа
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Психофизиологическая практика
  • Педагогическая практика
  • Преддипломная практика
  • Профайлинг
  • Защитные механизмы личности
  • Психологическое сопровождение спортивной деятельности
  • Психология имиджа 
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Введение в песочную терапию
  • Когнитивно-поведенческие технологии в работе с доверием 
  • Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь 
  • Методология психологического тренинга
  • Психология общения
  • Конфликтология
  • Психология семьи
  • Геронтопсихология
  • Детская психология
  • Перинатальная психология
  • Логопедические технологии коррекции нарушений речи 

Ординатура

  • Коммуникативные навыки
  • Педагогика
  • Спортивная психология 

Аспирантура

  • Теория и методика обучения и воспитания 
  • Профессиональная педагогика и методика преподавания в высшей школе

Коллектив

  1. Первичко Елена Ивановна - доктор психологических наук, профессор
  2. Жолудова Алла Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент
  3. Котлярова Марина Николаевна – кандидат психологических наук, доцент
  4. Лесин Александр Михайлович – кандидат психологических наук, доцент
  5. Моторина Ирина Вадимовна – кандидат педагогических наук, доцент
  6. Полякова Олеся Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент
  7. Шишкова Ирина Михайловна – кандидат психологических наук, доцент;
  8. Яковлев Василий Васильевич – кандидат психологических наук, доцент
  9. Гераськина Марина Геннадьевна – кандидат психологических наук, преподаватель
  10. Каращук Любовь Николаевна – старший преподаватель
  11. Разживина Марина Игоревна – старший преподаватель
  12. Уланова Наталья Николаевна – старший преподаватель
  13. Баранова Александра Валерьевна – преподаватель
  14. Варламов Андрей Витальевич - преподаватель
  15. Маликова Любовь Андреевна – преподаватель
  16. Леонова Татьяна Игоревна – преподаватель
  17. Черней Карина Сергеевна – старший лаборант
  18. Сафронова Маргарита Олеговна – лаборант
  19. Уркенова Валерия Рашидовна - лаборант​​
История кафедры 

Еще до появления факультета клинической психологии, в 1995 году, в стенах Рязанского государственного медицинского университета была открыта кафедра общей психологии. Ее основание связано с важностью обучения медицинских специалистов основам психологии и педагогики, необходимым как для эффективного осуществления диагностической, просветительской, профилактической деятельности, так и для личностного развития будущего врача. Заведующей кафедрой стала Яковлева Наталья Валентиновна, чей научный интерес к психологии здоровья, развитию здоровьесберегающей деятельности субъекта во многом определил путь развития кафедры психологии в медицинском вузе.
Одной из основных функций кафедры в педагогическом процессе является обучение студентов-медиков правилам взаимодействия в системе «врач-пациент», изучение наиболее оптимальных путей его осуществления, что закономерно выражается в научном интересе кафедры к исследованию особенностей медицинских коммуникаций.
В 2004 году на основе деятельности кафедры общей психологии и педагогики был открыт факультет клинической психологии, призванный обеспечить подготовку специалистов одной из наиболее востребованных профессий современности. Кафедра взяла на себя подготовку клинических психологов по базовым психологическим дисциплинам.
В 2016 году название кафедры сменилось на «кафедру общей и специальной психологии с курсом педагогики», что отражает актуальность использования знаний специальной психологии в практике современного клинического психолога, востребованность специалистов, ориентированных на данный профиль работы.
Педагогический коллектив кафедры представлен ведущими специалистами своего профиля, активно ведущими научную деятельность. На ряду с базовым направлением - исследование здоровьесберегающей деятельности, научными интересами кафедры являются психология личности, изучение ценностно-смысловой сферы; разработка педагогических технологий в образовании специалистов психологического и медицинского профиля. Новой областью научного интереса кафедры становится исследование виртуальной реальности и ее влияния на психологические особенности человека, психологические особенности личности профессионального спортсмена, психология образа будущего.
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики регулярно организует научные конференции, студенческие олимпиады, творческие встречи. Одним из важных научных событий кафедры, ежегодно объединяющим для научных дискуссий и обмена опытом специалистов психологического и медицинского профиля, выступает Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Уже 25 дет кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики является одной из научных гуманитарных детерминант медицинского и психологического образования в РязГМУ.

Кафедра активно принимает участие в олимпиадном движении, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки студентов факультета клинической психологии и медицинских факультетов: лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического, медико-профилактического, факультета СПО и бакалавриата. Традиционными стали предметные олимпиады по отдельным психологическим дисциплинам для студентов факультета клинической психологии, а также олимпиады по дисциплине "Психология и педагогика" для студентов всех медицинских факультетов, для студентов педиатрического факультета проходит специализированная предметная олимпиада по психологии развития ребенка. Победители внутривузовских олимпиад участвуют в конкурсах всероссийского и международного уровня , организованных на платформах ведущих российских университетов, университетов ближнего и дальнего зарубежья. Больше всего побед за последние 5 лет студенты одержали в конкурсах "Я-профессионал", "Человеческий фактор". На всероссийском уровне кафедра совместно с кафедрами клинической психологии и кафедрой психологического консультирования и психотерапии проводит олимпиаду по клинической психологии в рамках ежегодной конференции "Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия".
Основой для успешного участия студентов на олимпиадах является работа в рамках студенческого кружка. На кафедре на регулярной основе проходят встречи студенческого научного кружка, где обсуждаются не только сугубо профессиональные, но и темы общегуманитарной направленности, которые могут быть интересны и полезны широкому кругу лиц, такие как вопросы личностного развития, межличностного общения, успеваемости и пр. В работе таких встреч, кроме студентов факультета клинической психологии, принимают участие студенты других факультетов нашего вуза (лечебного, стоматологического, педиатрического, фармацевтического и пр.). Студенты сами готовят сообщения, выступают с научными, практическими и исследовательскими инициативами, а также приглашаются эксперты из разных областей наук.
Одним из приоритетных направлений кафедры является не только решение учебных задач, но работа по осуществлению адаптации студентов к обучению в вузе. Одной из таких дисциплин является курс «Введение в учебную деятельность студента», который реализовывался на фармацевтическом факультете с 2013 по 2019 уч.гг.. Задачами курса являлось ознакомление студентов с основами организации системы высшего образования и основными формами учебной работы в вузе; особенностями влияния регулятивной и познавательной сферы на успешность обучения; формирование у студентов умения осуществлять учебную деятельность в условиях высшей школы; навыков работы с научной информацией, навыков рационального использования времени, социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации; оказать помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, формирование учебных мотивов, навыков самостоятельной учебной работы; стимулирование развитие интереса к выбранной профессии и процессу освоения знаний, способствование развитию мотивов и способностей к самообразованию.
Кафедрой также реализуются программы академической мобильности. Договором о сотрудничестве заключен с некоммерческим акционерным обществом «Медицинский университет Семей». Ведется обучение студентов стоматологического факультета 2 курса по дисциплине «Психология и педагогика» . В весеннем семестре с 12 февраля 2021 года согласно учебному плану и учебным программам организовано обучение для студентов 2 курса фармацевтического факультета РязГМУ по дисциплине «Психология и педагогика».

Вектор научных исследований кафедры:
  • Психология здоровьесберегающей деятельности
  • Ценностный потенциал личности и психология смысла
  • Психология медицинских коммуникаций
  • Педагогические технологии в медицинском и психологическом образовании